Previous Entry Share Next Entry
Скорбная муза 20 века
danilovakris

...Каждого из земных
Вам заиграть – безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.

В утренний сонный час, -
Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.

М. Цветаева

            Солнечная Одесса. Отдыхающие на пляже кавалеры сонно ухаживают за молодыми барышнями, а те, в ответ, неохотно улыбаются на комплименты. И девушек несложно понять: их многоярусные и корсетные пляжные костюмы не располагают к беспечному отдыху. И тут, как по команде, головы курортников поворачиваются в одну сторону. На берег выбегает дикая девочка с растрепанными волосами и в платье на голое тело. В тот момент еще никто не подозревал, что эта бесстыдная особа станет всем известной Анной Ахматовой.

            Именно в этом солнечном крае в 23 июне 1889 года началась история жизни Анны Горенко. Когда дочке исполнился год, семья переехала в Царское Село, где будущая Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии. Здесь Аня училась читать по азбуке Льва Толстого, выучила на слух французский язык, в Петербурге ей удалось услышать отголоски эпохи Пушкина. «Мои первые воспоминания — царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал. Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили» - так описывает свое детство сама поэтесса. После развода родителей Анна переехала в Евпаторию, затем продолжила обучение на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

            Тут и началась взрослая самостоятельная жизнь. За Днепром, в деревенской церкви Анна венчается с Николаем Гумилевым. Неравнодушный к своей музе с первого дня знакомства, Гумилев боготворит и превозносит невесту. Но женитьба не стала для него победой. Как выразилась одна из подруг Анны того времени, у нее была своя собственная сложная «жизнь сердца», в которой мужу отводилось более чем скромное место. Она не понимала, что такое семейная жизнь, она была прекрасной дамой, вдохновляющей всех вокруг, но не прекрасной женой. «То ли я была настолько тронута его собачей верностью, то ли он выбил из меня согласие рассказами о неудачных попытках самоубийства, так или иначе, я дала свое согласие на брак. Мы сходились в творчестве, у нас были одинаковые точки зрения на многие вещи, мы показывали друг другу свои стихи и оценивали их. Но мы были независимы друг от друга» - напишет позднее поэтесса.

            Париж. Медовый месяц с Николаем Гумилевым. Ахматова идет по набережной Сены  - неповторимое слияние физической хрупкости и невероятной духовной силы. Собранные назад темные волосы открывают ее холодные острые скулы, оживленные легким румянцем. Острые черты лица, нос с изюминкой-горбинкой и бездонные голубые глаза. Невозможно оторвать взгляд от ее обнаженных плеч и тонких косточек, это платье на одно плечо так ей идет. Эта загадочная и грустная притягательность сводит с ума всех прохожих. Николай торжествует: эта потрясающая муза – теперь его законная жена. Пара заходит в кафе «Ротонда», где Анна Ахматова знакомиться с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Кто бы мог знать, что случайное знакомство станет самым страстным и быстрым романом в жизни поэтессы.

            В тот приезд она видела его всего несколько раз. Но уже тогда Моди писал ей в письмах: «Вы во мне как наваждение». В 1911 году они встретились снова. Тот же Париж, другой Модильяни. Он весь потемнел и осунулся от пьянства и туберкулеза, но глаза с золотыми искрами говорили ей, что этот человек по-прежнему не похож ни на кого на свете. Его голос как-то навсегда осядет в ее памяти. Как художник он также не имел никакого признания, а беден был настолько, что им приходилось сидеть в Люксембургском саду на скамейке, а не на платных стульях, как было принято. Они радовались тому, что знали наизусть одни и те же стихи Верлена. Она поражала его способностью читать его мысли, у них была необъяснимая духовная связь, которую они сразу почувствовали. Модильяни часто показывал ей Париж, который очень хорошо знал, как положено, ночью, под звездами. А однажды они заблудились…

            Моди был в душе ребенком, и ни гашиш, ни алкоголь, ни тяжелое подкашливание не вытравили в нем наивно-трагической романтики. Как-то Ахматова зашла за ним, в мастерской никого не было, но окно над воротами было открыто. Анна держала в руках охапку красных роз, которую по какому-то нелепому вдохновению начала бросать в мастерскую через окно. Не дождавшись Амедео, она ушла. Когда они встретились, он спросил, как она попала в комнату. Ахматова объяснила, что не заходила внутрь, но Моди был по-прежнему удивлен и зачарован: «Не может быть - они так красиво лежали...»

            Он часто рисовал Ахматову. Обнаженную, карандашом, плавными линиями. Он просил обрамить эти шестнадцать рисунков и повесить в своей комнате в России. Из-за войны сохранился всего один, который поэтесса хранила до конца жизни.

            Леди Серебряного Века, пусть недолго, но была счастлива с итальянским художником. Она навсегда хранила о нем теплую, светлую память. Отношения поэтессы  с Модильяни завораживают хотя бы потому, что они были краткими, как эпизод, но яркими, как история.

            Этот опьяняющий Париж навсегда рассеял по ветру едва начавшуюся любовь Гумелева и Ахматовой. Брак Анны и Николая стал плодотворным союзом двух свободных людей. В 1912 году рождается сын Лев, но отношения между супругами не улучшаются.

            В это время начинается раскрываться бутон творчества поэтессы. В 1912 году выходит первый сборник Ахматовой «Вечер», в котором она подтверждает свою принадлежность к так ею называемому «акмеистическому пессимизму». Сборник «Четки», следующая книга Ахматовой, продолжала лирический «сюжет» «Вечера». В обоих сборниках чувствовался особый образ поэтессы, ее романтический трагизм, глубокая психология. После издания «Четок» к Ахматовой приходит слава. Уважение Пастернака, Цветаевой стоило дорогого. Образ Ахматовой постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.

            Счастье было не долгим. От первого творческого взлета Ахматова быстро «отрезвела» с началом Первой Мировой Войны, а затем Революции. Анна оказалась в положении, когда сочинение стихов ставило под угрозу само ее существование. Она решила писать, писать по-женски мужественно. Она пишет о войне, не забывает свою излюбленную тему трагической любви, и задумывается о проблемах поэта и власти.

            В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением. В эти годы она публикует свой знаменитый «Реквием». Она переживает как личную трагедию, так и национальную, историческую. В 40-60-е годы она пишет свое итоговое произведение «Поэму без героя». В этой поэме она прощается с Петербургом и той страной, которая сделала ее поэтом.

            Триумфальное шествие в конце жизни по Европе - Таормина и Оксфорд - было для Ахматовой не столько личной победой, сколько признанием внутренней правоты поэта, которую отстаивала она и другие. Она получала награды за всех тех, кто прожил «Настоящий двадцатый век», но не дожил до этого дня.

            В 1965 году, перед кончиной, Ахматова вновь побывала в Париже, с удовольствием заехала на rue Bonaparte, где когда-то жила. «Вот мое окно, во втором этаже. Сколько раз он тут у меня бывал», — тихо сказала Анна Андреевна, опять вспомнив о Модильяни и силясь скрыть свое волнение.

            В 1966 году поэтессы не стало. 76 лет становления Анюты Горенко в Анну Андреевну Ахматову истекли. Трепетное сердце этой сильной женщины остановилось, но ее творчество, эта неповторимая смесь из любви, страсти, горьких слез и железного духа никогда не исчезнет из книг и народной памяти. Можно бесконечно складывать мозаику ее жизни из неисчислимого количества ярких или темных кусочков, людей и картин, городов и дорог, времен и безвремений, но ответ о ее смысле - только в самих стихах, и нигде более.

«Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных»

Анна Ахматова, «Коротко о себе»


Анна Ахматова. Рисунок Амедео Модильяни

  • 1
Она - космическая. трагическая. любящая и печальная.Хорошо, что ты еще раз нам напомнила о ней.

  • 1
?

Log in